Мобильная версия сайта
 
6m1+2+
3+ 4+ 5+
6+ 8+ all
06.06.2018 12:07:45
06.12.2017 12:14:27
Подписаться на новости:
или RSS 2.0
Они не смотрят сериалы по вечерам, не предаются долгим беседам «обо всем» со..
Какие игрушки будут полезны для годовалого ребенка? Опишу на основе..
На данной страничке предложены к скачиванию и просмотру дополнительные..



Особенности дошкольного возраста  RSS 2.0

Особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период жизни ребенка от 3 до 7 лет. За это время малыш овладевает множеством навыков и умений, растет и меняется буквально на глазах у родителей. Как понять, что на самом деле происходит с ребенком и избежать лишних переживаний и конфликтов? Необходимо точно знать, на каком этапе развития находится ваш карапуз.


 В мире детских фантазий

Есть на свете такой мир, где умывальник ходит на ножках и читает морали, где Винни-Пух летает на воздушном шаре, а Карлсон живет на крыше. Этот мир существует очень близко от нас – в голове нашего ребенка-дошкольника. Маленькие дети верят в сказки – они просто не могут иначе. Так устроен их мозг – фантазия для них столь же реальна, как и сама реальность. Различий между живым и неживым для малышей не существует - в детстве все вокруг живое. И слезы над порванным крокодильчиком – это слезы над погибшим настоящим другом, который ел, спал, играл, а, возможно, любил и охранял своего маленького хозяина. Очень хорошо эту особенность детского мышления, которую психологи называют детским анимизмом*, передал Корней Чуковский: «Одеяло убежало, улетела простыня и подушка, как лягушка, ускакала от меня». В том мире, где живет наш ребенок, мячик умеет прыгать, угол стола может больно ударить по лбу, а кофта способна изо всех сил вцепиться в голову. И если это произошло, то нет смысла объяснять, как правильно снимать одежду, - нужно срочно спасать малыша из лап опасной шерстяной хищницы! 


Детский анимизм - склонность детей оценивать неживые объекты как живые. По данным американского психолога М. Берзонски, это особенно характерно для детей пятилетнего возраста и пропадает по мере дальнейшего развития.



 «Бунт на корабле!»


Понимание того, что наши дети видят мир совсем не так, как мы сами, поможет избежать множества конфликтов. Первое, о чем нужно помнить родителям – у детей не только не хватает опыта и знаний, у них другое устройство головного мозга, которому предстоит  созревать не год и не два, а целых… двадцать лет.


Быстрее всего мозг развивается с двух до трех. Трехлетие считается знаковым, переломным моментом в жизни ребенка. Это рубеж между ранним и дошкольным детством, когда происходит завершение процесса сепарации*: малыш, раньше представлявший себя с матерью единым целым, наконец-то осознает, что он существует в мире отдельно, сам по себе. Период с 3 до 4 лет психологи называют временем рождения ребенка как личности. Начинаются оно с появления в лексиконе ребенка слова «я». Очень скоро мы уже слышим фразу: «Я сам!». И, наконец, знаменитое «Неть!» - любимое слово трехлетки.


Сепарация – отделение ребёнка от матери. 


Бороться с маленьким бунтарем в период кризиса трех лет бесполезно. Он упорно будет называть черное белым, горячее холодным и носить в жару меховую шапку. Все это – проявления негативизма, опыт борьбы со всем, что предлагают родители, опыт первого построения личностных границ.


Ближе к четырем годам «буря» постепенно стихает, и «неслух» вдруг становится более покладистым: вот он уже согласно кивает головой на предложение сначала сходить в магазин, а потом уже пойти играть в песочницу. Конечно, большинство родителей считают, что их воспитательные меры достигли цели. На самом же деле послушание возникает благодаря впервые появившейся возможности контролировать свое поведение. Отныне ребенок способен строить нехитрые планы. Правда, размышлять о возможных результатах своих действий дети младше семи лет не способны. Поэтому задавать набедокурившему дошкольнику вопросы, о чем он думал, когда готовился запустить в ванне ракету, бесполезно. Он не думал вообще ни о чем, кроме одного – как организовать полет к звездам.


«Где у него кнопка?»


От идеи до ее реализации в трехлетнем возрасте один шаг. Концентрация внимания по-прежнему невысока. Заниматься чем-то одним ребенок может не более десяти минут. Внимание быстро перескакивает от одного предмета к другому. Процессы возбуждения коры головного мозга преобладают над процессами торможения. Поэтому ребенок по-прежнему с трудом засыпает и может просыпаться среди ночи. А чтобы успокоить шалуна, скачущего по дому, как белка, порой надо проявлять чудеса изобретательности. Уговоры, просьбы пожалеть маму или не мешать отдыхать бабушке малыш пропускает мимо ушей. Но вовсе не из черствости или упрямства. Пока для него подобные утверждения – непостижимые абстракции.


Только после четырех лет маленький человек, уже осознавший себя как личность, делает важное открытие – оказывается у мамы и папы тоже есть какая-то своя жизнь. Теперь малыш в состоянии понять, что папа с утра не просто исчезает, а уходит на работу.


 Развитие речи и общение


В период с четырех до пяти появляется способность черпать знания не только из личного опыта, но и со слов других людей. Благодаря этому картина представлений о мире сильно расширяется. Растет и словарный запас. Четырехлетки любят играть с отдельными частями слов, как с деталями конструктора: самец стрекозы получает название «стрекозел», ручей превращается в «журчей», а строгие морщинки на дедушкином лбу в «сердитки». Благодаря таким играм речь развивается настолько, что дети могут пользоваться ею для полноценного общения со сверстниками. И это оказывается очень кстати – после пяти лет у детей возникает интерес к другим детям как к личностям.


В этом возрасте у дошкольников появляются первые друзья, а в детском коллективе выделяются свои лидеры и, увы, свои изгои. Теперь в оценке сверстников дети начинают полагаться на самих себя, а не на мнения взрослых. Игры в этот период усложняются. Дети распределяют между собой множество ролей.


 Ближе к школе


К шести годам дошкольники уже кажутся родителям совсем взрослыми. Они способны пространно рассуждать, оперировать общими понятиями. Большинство детей уже умеют читать, складывать и вычитать простые числа. Все теперь знают, что Карлсон и Чебурашка придуманы взрослыми, и прекрасно осведомлены, кто на самом деле приносит подарки под новогоднюю елку. Не за горами первое сентября, когда для ребенка прозвенит первый звонок и на этом закончится бурная и прекрасная пора – пора дошкольного детства.


  Ирина Бурова

Комментарии

Нет отзывов к этой записи

Написать отзыв

Сколько дней назад, была суббота:
Введите число, изображенное на рисунке
code
     
www.wk-ufa.ru   Яндекс.Метрика