Мобильная версия сайта
 
6m1+2+
3+ 4+ 5+
6+ 8+ all
06.06.2018 12:07:45
06.12.2017 12:14:27
Подписаться на новости:
или RSS 2.0
МАТЕРИАЛЫ: бумага, клей, заготовка из картона (1/4 круга) Цель:..
Мыльные пузыри - одна из самых любимых детских забав летом. Большие и..
Ингредиеты для сушек: 1 яйцо 2 стакана муки 1/2 стакана воды соль или сахар..



Годовалый малыш  RSS 2.0

Годовалый малыш

Позади непростые, но радостные двенадцать месяцев жизни малыша, за время которых с ним произошли поистине сказочные метаморфозы. Такой стремительный рост и бурное приобретение новых возможностей не придется пережить ему уже никогда. Но теперь он уже не просто беспомощный младенец. Он – уже делает первые попытки заявить миру о своей личности!


Кризис одного года


Как в родах произошло отделение организма ребенка от организма матери, так у годовалого ребенка постепенно происходит отделение его личности от личности матери, хотя связь эта, безусловно, еще очень сильна. Постепенное осознание возможности действовать самостоятельно связано с навыками  хождения. Малыш-годовичок уже может передвигаться вертикально, держась за стулья и стены, за руку взрослого, а некоторые детки стоят без опоры и делают первые шаги. Ранее доступный только на руках у взрослых «верхний ярус» теперь манит множеством новых открытий. Кризис 1 года проходит сглаженно и без ярко-выраженных протестных реакций, если среда, в которой находится ребенок, для этих открытий приспособлена, и ему не запрещают потрогать и облизать хотя бы некоторые находки, которые попадаются ему на пути. Идеальным помещением для ребенка будет то, где взаимодействие со всеми предметами будет доступным и безопасным. Это одно из условий формирования базового доверия к миру, а именно уверенности в безопасности и эмоциональной стабильности окружающего пространства.  Тогда в дальнейшем развитие ребенка будет протекать благополучно и выход из кризиса, то есть перехода на новый этап, пройдет безболезненно и плодотворно.


Общение

Для развития ребенку необходимы два аспекта: возможность активно исследовать предметы и общаться со взрослым, который подскажет новые способы взаимодействия с миром. Даже если первые слова еще не произнесены (а некоторые годовалые дети оперируют примерно десятком слов) ребенок уже участвует в словесной коммуникации. Это возможно благодаря пассивному словарю, то есть запасу значений, которые для ребенка понятны и привычны. Иногда это обнаруживается в очень забавных ситуациях. Например, ребенок неожиданно приносит папе стаканчик, хотя папа обращался с этой просьбой к маме, или, услышав разговор взрослых о прогулке, малыш приносит свою курточку. Ребенок понимает обращенные к нему просьбы положить и отдать, предупреждение об опасности и запрет. Он узнает любимых героев своих первых книжек, показывает на членов семьи, а иногда и называет их. Отвечает на вопрос как «говорит киса, курочка, как рычит мишка». Приносит и вкладывает в руку закрытые коробочки, тянет взрослого за палец или, забравшись на руки, «ведет» к заинтересовавшему объекту. Ребенок еще не разговаривает, произнося буквально несколько слов на свой лад, но постоянно пополняет  пассивный словарь, то есть те слова, которые он еще не произносит, но понимает и выделяет в речевом потоке. 


Владение телом

Малыш уже может стоять без опоры или передвигается самостоятельно, может наклониться и достать упавший предмет, спрятаться за занавеской или, играя, накрыться пеленочкой. Он настолько координирует движения, что может пить из чашечки и есть ложкой. Карапуз уже не просто расшвыривает песок лопаткой (хотя это занятие привлекает детей всех возрастов), а целенаправленно насыпает его в большое ведро. Он рисует каракули на листе бумаги или обоях, чертит мелком на асфальте и кладет кубики один на другой. Тело начинает подчиняться ребенку, но еще подводят неокрепшие ручки и ножки. Он падает, проливает суп и компот, но даже промахи дают ему бесценный опыт ощущения себя в пространстве. Ведь никогда не падавший ребенок может действительно серьезно пострадать, оказавшись без помочей, так как у него нет соответствующего опыта.


Взаимодействие с предметами

Ребенок данного возраста из неосознанной манипуляции переходит к закреплению отдельных функций за некоторыми предметами и даже зачаткам сюжетной игры. Увидев ложку, малыш лепечет: «ням-ням», а ботиночки для него связаны с прогулкой на площадке, и он может принести их, приговаривая: «кач-кач». Если мама играла с малышом, укладывая куколку спать, то он начинает повторять эти действия. Он нанизывает одно-два колечка пирамидки и ловко скидывает их, складывает игрушки в коробочку и вынимает их. Стягивает носочки и штанишки, надевает родительские шляпы и ботинки, садится на горшок (чаще всего пока чисто символически). Ловко стучит предметом о предмет или крышкой от кастрюли. Высшим пилотажем является умение брать орешек или маленький шарик двумя пальчиками, но чаще всего это достижение еще впереди. Ребенка также можно научить слезать с дивана «задним ходом», а некоторые акробаты даже сами забираются на стул. Обследуя предмет со всех сторон, облизывая его, постукивая им, да и вообще, детально иллюстрируя басню «Мартышка и очки», малыш развивает свой мозг, «фотографируя» изменение трехмерного объекта в пространстве и запоминая изменение его свойств. И это не детские забавы, а бесценный орально-сенсорный период развития во всей своей  красе.

Часто можно встретить родительское негодование: все эти нормы ничего не значат, а далее называют тот навык, который малыш еще не освоил. Потом оказывается, что пользоваться ложкой и чашкой ребенку не разрешают, так как он ест слишком неаккуратно и долго. Да, любые границы развития  подвижны: плюс минус два-три месяца. Но узнавать животных, кормить мишку или говорить ребенок начнет только в том случае, если с ним общаться и заниматься.


Юлия Макеева

Комментарии

Нет отзывов к этой записи

Написать отзыв

Сколько дней назад, была суббота:
Введите число, изображенное на рисунке
code
     
www.wk-ufa.ru   Яндекс.Метрика