Мобильная версия сайта
 
6m1+2+
3+ 4+ 5+
6+ 8+ all
06.06.2018 12:07:45
06.12.2017 12:14:27
Подписаться на новости:
или RSS 2.0
Первый год жизни – один из важнейших этапов развития. Малышу предстоит..
Скажу сразу: меня ужасают дети, которые в год-полтора грызут соску. А уж..
Сегодня первый урок из цикла «Уроки на кухне». Мы будем учить наших малышей..



Вальдорфская педагогика  RSS 2.0

Вальдорфская педагогика
Более 100 лет назад свет увидел книга Рудольфа Штайнера «Образование ребенка». Изложенные в ней принципы развития и обучения детей стали основой одной из самых известных в мире альтернативных систем образования – вальдорфской, или вальдорфско-штайнеровской. Ныне число детских садов и школ, в которых принципы вальдорфской педагогики используются в качестве основных, близится к тысяче. Не меньшей популярностью система пользуется в сфере домашнего обучения.

Основные принципы вальдорфской педагогики

Индивидуальный темп развития ребенка

Во главу угла поставлен индивидуальный темп развития ребенка. Задача родителей и педагогов, по вальдорфской системе, – создать оптимальные условия для поддержания этого темпа. На каждом конкретном этапе обучения максимум усилий направляется на тот тип деятельности, который ребенок объективно способен освоить в данный момент. Основываясь на методе «душевной экономии», вальдорфская педагогика предлагает концентрироваться на сенсорно-чувственном, а не интеллектуальном познании. Начинать работу над абстрактно-понятийным аппаратом стоит лишь после достижения ребенком 12 лет. До этого возраста процесс развития и образования идет за счет работы с образным мышлением и эмоциональной памятью.

Интересное обучение

Ребенку должно быть интересно – в этом залог эффективности обучающего процесса. Поэтому Штайнер и его последователи предлагают активно использовать игровые методики, не пренебрегать двигательной активностью. Дети сумеют раскрыть свои способности лишь в гармоничной среде, не испытывая давления извне. Поэтому оценивать ребенка с использованием критериев, присущих традиционным образовательным системам, нельзя – считают теоретики вальдорфской педагогики. Равно как нельзя и пытаться подхлестнуть, ускорить интеллектуальное развитие малыша: интеллект не более ценен, чем психологическое здоровье, социальная адаптация и иные аспекты развития ребенка.

Личный пример педагога

Еще один важный принцип вальдорфской системы – воспитание через личный пример, через подражание. Лишь в условиях полного доверия между педагогом и воспитанниками возможно развитие цельной личности, постулирует Штайнер. Поэтому моральной основой вальдорфской педагогики становится постоянное саморазвитие воспитателя – ведь именно от него зависит соз-дание атмосферы спокойствия и радости в группе.

Условия для развития ребенка

Ребенок учится, наблюдая за взрослыми и подражая им. Поэтому вальдорфская система подразумевает создание условий, максимально благоприятствующих развитию практических навыков, творческих способностей. В вальдорфских детских садах детям предлагают самые разнообразные виды деятельности, от рукоделия до садоводства. Готовым игрушкам и дидактическим материалам следует предпочесть «полуфабрикаты» – то, к чему требуется приложить руку. Самостоятельно создавая предметы, ребенок не только развивает моторику, приобретает и закрепляет навыки, реализует творческие способности, но и получает эмоциональное удовлетворение от сознания полезности и осмысленности своего труда. Соединение нескольких сенсорной, моторной, эмоциональной и интеллектуальной линий развития – воплощение основных принципов вальдорфской педагогики.

Жизненный ритм

Источник гармонии – ритм, считают теоретики вальдорфской педагогики. Поэтому день следует организовывать, чередуя периоды активности и спокойствия. Выбор типа активности зависит от фазы годичного цикла, и даже сказки воспитатели рассказывают разные: зимой – «зимние», вес-ной – «весенние» и т.д. В вальдорфских детских садах и школах принято совместно отмечать праздники, причем в подготовке к ним самое деятельное участие принимают дети.

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики

Безусловно, как любая другая система развития вальдорфская педагогика имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны – уважение личности ребенка и создание атмосферы максимального благоприятствования индивидуальному темпу развития; с другой стороны – явное несоответствие принципов вальдорфской системы общепринятым. Конечно, если после вальдорфского детского сада ребенок пойдет в вальдорфскую школу, вряд ли возникнут какие-либо проблемы. Однако адаптация «вальдорфца» в обычной школе может обернуться серьезными трудностями. Поэтому, делая выбор в пользу вальдорфской или любой другой альтернативной системы развития, родителям стоит оценить возможность последовательного и непрерывного следования этой системе.

Комментарии

Нет отзывов к этой записи

Написать отзыв

Сколько дней назад, была суббота:
     
www.wk-ufa.ru   Яндекс.Метрика